Александр Рар: «Молочную войну» с Литвой развязали те, кто не хочет вступления России в ВТО

Фильтры

Регион

Новости

Александр Рар: «Молочную войну» с Литвой развязали те, кто не хочет вступления России в ВТО

Очередная «молочная война» вспыхнула между Россией и Литвой. С 17 августа Россельхознадзор ограничил поставки сливочного масла, творога, сметаны четырех литовский предприятий. По данным российского ведомства, в данной продукции обнаружены остаточные следы антибиотика тетрациклина, что допускается нормами ЕС, но противоречит отечественным стандартам. В результате Литва разом потеряла 15% объема своего молочного импорта в Россию. Этот демарш против Литвы выглядит достаточно странно, если вспомнить, что президент страны Даля Грибаускайте придерживается, как считают, пророссийской позиции. Чем вызвано нынешнее российско-литовское «молочное обострение», рассуждает немецкий политолог-международник, директор Центра Россия-Евразия Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар.

«СП»: – Александр, только недавно отгремела «молочная война» с Белоруссией, когда по инициативе Роспотребнадзора под запретом к ввозу оказалось более тысячи наименований продукции белорусских предприятий отрасли, из-за чего президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался приезжать в Москву на саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сейчас история повторяется с Литвой. Есть ли здесь параллели?

– «Молочная война» с Белоруссией ставила целью дисциплинировать Александра Лукашенко, заставить его признать независимость Абхазии и Южной Осетии, быть ближе к России и не бежать на Запад, что имело место в его поведении за последние месяцы. С Литвой дела обстоят гораздо сложнее.

«СП»: – Почему сложнее?

– Начнем с того, что Литва – часть Европейского союза. Если сейчас опять начнется перепалка на таможнях, и «молочная война» будет развиваться достаточно драматически, то это будет означать серьезный международный конфликт между Россией и Евросоюзом.

«СП»: – Зачем это России сегодня нужно?

– Не исключено, что кто-то в Евросоюзе или даже в самой России хочет торпедировать новое сближение, которое происходит между РФ и ЕС. Но, с другой стороны, это и вопрос технический. Россия вряд ли пойдет на новые серьезные войны с Евросоюзом, тем более, что с ЕС нужно договариваться об энергетической безопасности, «Северном» и «Южном» потоках, искать компромисс по Украине. Поэтому, я думаю, молочный конфликт так и останется маленьким конфликтом.

«СП»: – Почему все же оказалась возможной такая ситуация, это результат действий лоббистов в России, или более весомыми оказались внешнеполитические причины?

– Мы точно не знаем, можно делать только предположения. Мировой кризис изменил цены на рынках, возможно, России невыгодно сегодня покупать дорогую литовскую «молочку». Но кто знает, может быть, как и в свое время с польским мясом, Россия чувствует, что ей продают дешевый продукт, который на самом деле не соответствует европейским нормам. Но я не исключаю, что в дело замешаны более серьезные игроки, кто хочет вообще отгородиться от Европейского союза.

«СП»: – Каким образом отгородиться?

– Сейчас идут сложные, финальные переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Нынешний молочный конфликт является негативным моментом на фоне этих переговоров. Возможно, каким-то силам не хочется, чтобы Россия как можно быстрее вступила в ВТО, и такие конфликты в этом случае им на руку, они провоцируют Запад, показывают, что Россия хочет играть по другим правилам, и ей не интересно соблюдать международные соглашения.

В «молочную войну» втянули Польшу

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области запретила импорт крупной партии молочной продукции из Польши. Как сообщил Россельхознадзор, государственные инспекторы «Международного автомобильного пункта пропуска Багратионовск» задержали 19 тонн молочной продукции из этой страны, в связи с выявлением нарушений российского ветеринарного законодательства. «Было установлено, что часть груза не была заявлена в ветеринарном сертификате. В соответствии с международными правилами вся партия молочной продукции объемом 19 тонн возвращена грузоотправителю»,- сообщается в пресс-релизе.

Цепь «молочных» конфликтов заставляет все же думать, что мы имеем дело, в первую очередь, с политикой протекционизма. Другой вопрос, насколько она окажется эффективной. По словам исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, в общем объеме импорта молочной продукции в РФ доля Литвы не превышает 5%, и временное отсутствие продукции четырех импортеров не отразится на розничном российском рынке. При таком раскладе вообще непонятно, для чего потребовалось больно щелкать по носу наших литовских партнеров, ведь политических противоречий между нашими странами сейчас нет.

Есть и еще один негативный момент. Аналитики, как один, предсказывают, что уже к зиме Россия столкнется с дефицитом молока. О том, что угроза реальна, говорит следующий факт: в июле куратор сельского хозяйства в правительстве РФ – первый вице-премьер Виктор Зубков – обязал Минсельхоз срочно приступить к организации закупочных интервенций молока, в бюджете на эти цели выделено около 3,5 млрд рублей. Стоит ли в такой ситуации ввязываться в «молочные» конфликты – вопрос открытый.

Между тем, в Литве уверены, что речь идет о жесткой торговой войне. Как заявила литовская продовольственно-ветеринарная служба, пробы, взятые на предприятиях, попавших в черный список Россельхознадзора, никаких следов антибиотиков не показали. Среди политических конфликтов России и Литвы в последние годы – блокирование Литвой переговоров России и Евросоюза по заключению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также поддержка Вильнюсом евроатлантической интеграции Грузии и Украины. Но блокада переговоров России с ЕС Литвой давно снята, а о евроатлантической интеграции Грузии с Украиной в обозримом будущем речи не идет.

Источник: svpressa.ru

Также в разделе

Комментарии (0)